пятница, 19 ноября 2010 г.

История конфликта

Понимание противоречий, борьбы и конфликтов во все времена существования человечества имело отличия.

Древние философы осуждали распри, хотя и утверждали, что в споре рождается истина, а сам конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Но, к примеру, Гераклит Эфесский  (535-475 до н.э.) понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия. «Война – отец всех вещей, а мир – их мать...»

В эпоху средневековья считали, что борьба, конфликты представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия.

В новое время, полное социальных конфликтов, размышления о причинах конфликтов пополнились пессимистическими и оптимистическими подходами к этому вопросу. Английский философ Томас Гобс (1588-1679), сторонник пессимистических взглядов, полагал, что человек по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым, а потому не далеко ушел от состояния «война всех против всех».
Напротив, Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ, считал человека по своей природе добрым, миролюбивым, созданным для счастья, а источниками конфликтов в современном обществе являлись недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей, в первую очередь их чрезмерная приверженность частной собственности.

Немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818-1883) представил свою концепцию социального конфликта, согласно которой конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре.  Главной причиной борьбой классов К. Маркс считал господство частной собственности. В коммунистическом обществе, как он предполагал, при утверждении общественной собственности, конфликты и антагонистические противоречия исчезнут. Последователь Маркса в России В.И. Ленин полагал, что исчезновение острых социальных противоречий осуществится уже при социализме.

По мысли немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920) устранение несоответствий в интересах групп, различных по своему статусу, не представляется возможным. Но поскольку интересы людей не только расходятся, но иногда и совпадают, создается основа для баланса сил, достижение социального консенсуса. Его поддерживал и  Георг Зиммель (1858-1918), считавший конфликты необходимым универсальным свойством социальной жизни, столь же устойчивой формой, как власть, рынок, общественный договор и др.

Теория конфликта Ральфа Дарендорфа, в отличие от К. Маркса,  предполагала, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, которые связанны с сосредоточением власти у одних и ее отсутствие у других. Отсутствие же конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным.

В развитие идей Вебера и Зиммеля американский социолог Л. Козер дал обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Вот некоторые из его положений:
- постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе;
- роль конфликтов в демократическом и недемократическом обществе различна;
- конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко различаются между собой.

Основной идеей общей теории конфликта еще одного  американского социолога Кеннета Боулдинга является существование единого, универсального источника конфликта – несовместимость сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Дисгармонию человеческой души, изначально присущий человеческой психике, конфликт между сознательным и бессознательным, между инстинктивными влечениями и требованиями морали и правовых норм,  считал Зигмунд Фрейд (1856-1939) главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых. Карл Юнг (1875-1961), последователь З. Фрейда, по способу разрешения людьми внутренних конфликтов разделил их на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.

Труды предшествующих поколений мыслителей положили основу современной конфликтологии - комплексной науки, которая опирается, в первую очередь, на философию, социологию и психологию. Советский период несколько притормозил развитие в России вопросов теории и практики разрешения конфликтов. Но понимание необходимости в применении накопленных человечеством знаний очевидно, конфликтология стала активно изучаться, возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов.

четверг, 18 ноября 2010 г.

Конфиденциальность в медиации

Вопросам конфиденциальности в процедуре медиации Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" посвятил две статьи.

В соответствии со статьей 5 закона, если участники процедуры не договорились заблаговременно об ином,  то медиатор или организация, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения  процедуры  медиации, обязаны обеспечить конфиденциальность всего процесса и не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему (ей) известной при ее проведении, без согласия сторон. Исключение представляют случаи, предусмотренных федеральными законами.
    
Обязанность сохранения медиатором (организацией) втайне от третьих лиц обсуждаемых вопросов и принимаемых сторонами решений  независимо от   того, связаны  ли  судебное  разбирательство,  третейское    разбирательство со спором,  который  являлся  предметом  процедуры  медиации,  не   вправе ссылаться, если стороны  не  договорились  об  ином,  в  ходе   судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

     1) предложении одной из сторон  о  применении  процедуры   медиации,
равно как и готовности одной из сторон к  участию  в  проведении   данной
процедуры;
     2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении
возможности урегулирования спора;
     3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры
медиации;
     4) готовности одной из сторон  принять  предложение  медиатора   или
другой стороны об урегулировании спора.
   
Истребование  от  медиатора  и  от  организации,   осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры  медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, так же не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными  законами,  и  случаев,  если    стороны не договорились об ином.

Те же принципы сохранения конфиденциальности применяются и в отношениях между участниками процедуры медиации (ст. 6 закона), то есть информацию, полученную  от  одной  из  сторон медиатором, он может  раскрыть  другой стороне только с согласия стороны, предоставившей эту информацию.