четверг, 2 декабря 2010 г.

Альтернативные способы урегулирования споров в Индии

  Получив независимость, Индия не отказалась от привнесенной колонизаторами  англо-саксонской судебной системы. Но время, помимо положительного влияния унифицированного законодательства,  выявило и существенные недостатки насажденного порядка.  Принесенная в жертву многоукладная культура и древние традиции Индии по внесудебному порядку разрешения споров,  судебная система колонизаторов принесла с собой бюрократические издержки, самые злободневные из которых – чрезмерно продолжительное время рассмотрения гражданских дел в индийских судах, которые могут затягиваться на десятилетия.

Поиск и внедрение различных механизмов по альтернативному урегулированию споров в стране начался с конца 20-го века. В 1999 году принятые поправки в  Гражданский Процессуальный Кодекс позволили судам осуществлять передачу дел в Третейский суд, или Согласительную комиссию, или Судебное разбирательство, Народный суд  или  на Медиацию. Судья, благодаря новому закону, получил правомочия предлагать сторонам  конфликта несколько вариантов порядка решения их спора в более короткий срок и на мирной основе, и таким образом снизить  нагрузку на суды.

Типовые правила работы институтов по урегулированию споров в целом, и медиаторов в частности, были разработаны Комиссией по законодательству для последующего принятия всеми Верховными судами штатов.  Новый закон вступил в силу в 2002 году и в каждом штате имел особенности в применении.  Потребовалось второе предписание  Верховного суда Индии, которым Верховный суд каждого штата обязали принять Типовые правила и обеспечить обучение медиаторов,  определить  постоянный состав постоянно действующих медиаторов  и подобрать кандидатов на должности медиаторов из  числа судей и адвокатов,  вести их учет  и распределять  новые дела на  этой основе.

Там, где Высший суд активно содействовал распространению процедуры медиации для сторон  гражданского процесса, подготовке специалистов, привлечение медиаторов в судах первой инстанции стало осуществляться на регулярной основе, что позволило значительно сократить сроки рассмотрения дел и значительно снизить нагрузки на судей.

Руководство страны уже в настоящее время нацелено изменить подход к обучению юристов, заменив подход  состязательности процесса на иной, основанный на сотрудничестве сторон.  А спорящие стороны должны иметь возможность выбора способа разрешения спора. Все эти меры в совокупности с развитием судебной системы страны должны способствовать правосудию и   мирному урегулированию споров.